Государственный стандарт

Приложение

к приказу Министерства образования

и науки Кыргызской Республики

от «___» ______________ 2021 г.

№ ________

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Направление: 531600 - Теология

Квалификация: Бакалавр

Бишкек 2021

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящий Государственный образовательный стандарт по направлению 531600 - Теология высшего профессионального образования разработан уполномоченным государственным органом в области образования Кыргызской Республики в соответствии с Законом "Об образовании" и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики в области образования и утверждён в порядке, определённом Кабинетом Министров Кыргызской Республики.

Выполнение настоящего Государственного образовательного стандарта является обязательным для всех вузов, реализующих профессиональные образовательные программы по подготовке бакалавров, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

1.2. Термины, определения, обозначения, сокращения

В настоящем Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования используются термины и определения в соответствии с Законом Кыргызской Республики "Об образовании" и международными договорами в сфере высшего профессионального образования, вступившими в силу в установленном законом порядке, участницей которых является Кыргызская Республика:

основная образовательная программа- совокупность учебно-методической документации, регламентирующей цели, ожидаемые результаты, содержание и организацию реализации образовательного процесса по соответствующему направлению подготовки;

направление подготовки -совокупность образовательных программ для подготовки кадров с высшим профессиональным образованием (специалистов, бакалавров и магистров) различных профилей, интегрируемых на основании общности фундаментальной подготовки;

профиль- направленность основной образовательной программы на конкретный вид и (или) объект профессиональной деятельности;

компетенция– заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика (обучаемого), необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере;

бакалавр– уровень квалификации высшего профессионального образования, дающий право для поступления в магистратуру и осуществления профессиональной деятельности;

магистр– уровень квалификации высшего профессионального образования, дающий право для поступления в аспирантуру и (или) в базовую докторантуру (PhD/по профилю) и осуществления профессиональной деятельности;

кредит- условная мера трудоемкости основной профессиональной образовательной программы;

результаты обучения- компетенции, приобретенные в результате обучения по основной образовательной программе/ модулю;

общенаучные компетенции – представляют собой характеристики, являющиеся общими для всех (или большинства) видов профессиональной деятельности: способность к обучению, анализу и синтезу и т.д.;

инструментальные компетенции– включают когнитивные способности, способность понимать и использовать идеи и соображения; методологические способности, способность понимать и управлять окружающей средой, организовывать время, выстраивать стратегии обучения, принятия решений и разрешения проблем; технологические умения, умения, связанные с использованием техники, компьютерные навыки и способности информационного управления; лингвистические умения, коммуникативные компетенции;

социально- личностные и общекультурные компетенции – индивидуальные способности, связанные с умением выражать чувства и отношения, критическим осмыслением и способностью к самокритике, а также социальные навыки, связанные с процессами социального взаимодействия и сотрудничества, умением работать в группах, принимать социальные и этические обязательства;

профессиональный стандарт- основополагающий документ, определяющий в рамках конкретного вида профессиональной деятельности требования к ее содержанию и качеству и описывающий качественный уровень квалификации сотрудника, которому тот обязан соответствовать, чтобы по праву занимать свое место в штате любой организации, вне зависимости от рода ее деятельности.

1.3. Сокращения и обозначения

В настоящем Государственном образовательном стандарте используются следующие сокращения:

ГОС- Государственный образовательный стандарт;

ВПО- высшее профессиональное образование;

ООП- основная образовательная программа;

УМО- учебно-методические объединения;

ОК- общенаучные компетенции;

ИК- инструментальные компетенции;

СЛК- социально-личностные и общекультурные компетенции

ПК- профессиональные компетенции.

2. Область применения

2.1. Настоящий Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (далее - ГОС ВПО) представляет собой совокупность норм, правил и требований, обязательных при реализации ООП по направлению подготовки бакалавров 531600 - Теология и является основанием для разработки учебной и организационно-методической документации, оценки качества освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования всеми образовательными организациями высшего профессионального образования (далее - вузы) независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющих лицензию по соответствующему направлению подготовки бакалавров 531600 - Теология на территории Кыргызской Республики.

2.2. Основными пользователями настоящего ГОС ВПО по направлению 531600 - Теологияявляются:

- администрация и научно-педагогический (профессорско-преподавательский состав, научные сотрудники) состав вузов, ответственные в своих вузах за разработку, эффективную реализацию и обновление основных профессиональных образовательных программ с учетом достижений науки, техники и социальной сферы по данному направлению и уровню подготовки;

- студенты, ответственные за эффективную реализацию своей учебной деятельности по освоению основной образовательной программы вуза по данному направлению подготовки;

- объединения специалистов и работодателей в соответствующей сфере профессиональной деятельности;

- учебно-методические объединения и советы, обеспечивающие разработку основных образовательных программ по поручению центрального государственного органа исполнительной власти в сфере образования Кыргызской Республики;

- государственные органы исполнительной власти, обеспечивающие финансирование высшего профессионального образования;

− - уполномоченные государственные органы исполнительной власти, обеспечивающие контроль за соблюдением законодательства в системе высшего профессионального образования;

− аккредитационные агентства, осуществляющие аккредитацию образовательных программ и организаций в сфере высшего профессионального образования.

2.3.Требования к уровню подготовленности абитуриентов

2.3.1. Уровень образования абитуриента, претендующего на получение высшего профессионального образования с присвоением квалификации "бакалавр", - среднее общее образование или среднее профессиональное (или высшее профессиональное) образование.

2.3.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем общем образовании или среднем профессиональном (или высшем профессиональном) образовании.

3. Общая характеристика направления подготовки

3.1.В Кыргызской Республике по направлению подготовки 531600 -Теология реализуются следующие:

- ООП ВПО по подготовке бакалавров;

- ООП ВПО по подготовке магистров.

Выпускникам вузов, полностью освоившим ООП ВПО по подготовке бакалавров и успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию в установленном порядке, выдается диплом о высшем образовании с присвоением квалификации "бакалавр".

Выпускникам вузов, полностью освоившим ООП ВПО по подготовке магистров и успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию в установленном порядке, выдается диплом о высшем образовании с присвоением квалификации "магистр".

Профили ООП ВПО в рамках направления подготовки бакалавров определяются вузом на основе отраслевых/секторальных рамок квалификации (при наличии).

3.2. Нормативный срок освоения ООП ВПО подготовки бакалавров по направлению 531600 - Теологияна базе среднего общего образования при очной форме обучения составляет не менее 4 лет.

Сроки освоения ООП ВПО по подготовке бакалавров по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения увеличиваются вузом от шести месяцев до одного года относительно установленного нормативного срока освоения при очной форме обучения.

Лицам, имеющим среднее профессиональное образование соответствующего профиля или высшее профессиональное образование, предоставляется право на освоение ООП ВПО по подготовке бакалавра по ускоренным программам. Срок обучения при реализации ускоренных программ определяется по результатам переаттестации (перезачета) полностью или частично результатов обучения по отдельным дисциплинам (модулям) и (или) отдельным практикам, освоенным (пройденным) студентом при получении среднего профессионального образования и (или) высшего образования по иной образовательной программе.

Соответствие профиля среднего профессионального образования профилю высшего профессионального образования определяется вузом самостоятельно.

Сроки освоения ООП ВПО по подготовке бакалавров на базе среднего профессионального образования по очной форме обучения в рамках реализации ускоренных программ составляют не менее 3 лет.

При обучении по индивидуальному учебному плану, вне зависимости от формы получения образования, срок обучения устанавливается вузом самостоятельно.

При обучении по индивидуальному учебному плану лиц с ограниченными возможностями здоровья, вуз вправе продлить срок по сравнению со сроком, установленным для соответствующей формы получения образования.

Иные нормативные сроки освоения ООП ВПО по направлению подготовки бакалавров и магистров устанавливаются Кабинетом Министров Кыргызской Республики.

3.3. Общая трудоемкость освоения ООП ВПО подготовки
бакалавров равна не менее 240 кредитов.

Трудоемкость ООП ВПО по очной форме обучения за учебный год равна не менее 60 кредитов.

Трудоемкость одного учебного семестра равна не менее 30 кредитам (при двухсеместровом построении учебного процесса).

Один кредит равен 30 часам учебной работы студента (включая его аудиторную, самостоятельную работу и все виды аттестации).

Трудоемкость ООП по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения и использования дистанционных образовательных технологий обучения за учебный год составляет не менее 48 кредитов. Трудоемкость завершающего года обучения определяется с учетом необходимости обеспечения общей трудоемкости ООП.

3.4. Цели ООП ВПОпо направлению подготовки 531600-Теологияв области обучения и воспитания личности.

3.4.1. В области обучения целью ООП ВПО по направлению подготовки 531600 - Теологияявляется подготовка бакалавров к разносторонней профессиональной деятельности в сфере образования и научных исследований, культуры и искусства, в администрировании и управлении, социального обслуживания по вопросам истории вероучений, форм религиозной жизни, религиозного культурного наследия (религиозное искусство, памятники религиозной письменности), по реализации социальных проектов, экспертно-консультационной и просветительской работы, путем развития у студентов личностных качеств и профессиональных компетенций, ориентированных на достижение результата в практической деятельности.

3.4.2.В области воспитания личности целью ООП ВПО по направлению подготовки 531600 – Теологияявляется формирование социально-личностных качеств студентов: целеустремленности, организованности, трудолюбия, ответственности, гражданской позиции, коммуникабельности, толерантности, повышения общей культуры и т.д.).

3.5. Область профессиональной деятельности выпускников

Область профессиональной деятельности выпускников по направлению подготовки 531600 - Теологиявключает:

● Образование и научные исследования (обучение, исследования);

● Культура и искусство (просвещение и экскурсии);

● Управление и администрирование (медиация, управление культурной и госполитикой);

● Государственная политика в области обеспечения безопасности;

● Социальное обслуживание (деятельность в религиозных организациях);

● Средства массовой информации.

Выпускники могут осуществлять профессиональную деятельность в других областях и (или) сферах профессиональной деятельности при условии соответствия уровня их образования и полученных компетенций требованиям к квалификации работника, как, например, образовательные, исследовательские, аналитические структуры, центры, изучающие проблемы политики безопасности и т.д.

3.6. Объектами профессиональной деятельности выпускников по направлению подготовки 531600 - Теологияявляются:

− основополагающие духовные ценности и опыт;

− мировосприятие в соответствующей религии;

− музейные экспонаты;

− религиозные и религиоведческие материалы и литература в библиотеках и архивах;

− материалы о религии в СМИ;

− религиозная и религиоведческая
литература в издательствах;

− нормативные документы, регулирующие деятельность религиозных организаций, их взаимодействие с госорганами;

− процесс образования и воспитания, учебно-методическая документация, методы обучения и воспитания, обучающиеся;

− научные проекты, методы сбора и анализа, экспертные заключения;

− социальные проекты.

3.7. Виды профессиональной деятельности выпускников:

- научно-исследовательская;

- педагогическая;

- организационно-управленческая.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым, в основном, готовится выпускник, должны определять содержание осваиваемой образовательной программы, разрабатываемой вузом, на основании соответствующего профессионального стандарта (при наличии) или совместно с заинтересованными работодателями.

3.8. Задачи профессиональной деятельности выпускников:

Научно-исследовательская деятельность:

− участие в теологических и междисциплинарных исследованиях под руководством специалиста более высокой квалификации, в том числе:

− сбор, анализ, классификация и систематизация научной информации по теме исследования;

− составление научных отчетов, пояснительных записок, подготовка научных обзоров, аннотаций, составление рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований;

− участие в работе семинаров, научных конференций, симпозиумов, научно-исследовательских проектах, подготовке публикаций.

Педагогическая деятельность:

− применение знаний в области теологии и духовно-нравственной культуры в актуализированной форме с учетом современных реалий, потребностей и ожиданий в различных аудиториях;

− разработка образовательных программ;

− решение задач духовно-нравственного и патриотического воспитания;

− просветительская деятельность в учреждениях культуры, искусства, средствах массовой информации;

− участие в обеспечении учебно-воспитательной и просветительской деятельности конфессий;

− использование традиционных образовательных технологий и современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе (цифровые технологии обучения).

Организационно-управленческая деятельность:

− применение полученных теологических знаний при организации работы в коллективе в процессе решения задач в области разрешения конфликтов на религиозной, этнической и национальной почве, в сфере профилактики и противодействия экстремизму, терроризму и иной деструктивной деятельности религиозных групп;

− участие в теоретическом и практическом обеспечении государственно-конфессионального и общественно-конфессионального взаимодействия при организации работы в коллективе;

− участие в межрелигиозном и межэтническом диалоге, в том, числе, в международном контексте;

− организация и планирование работ при решении профессиональных задач;

− работа в качестве вспомогательного административно-управленческого персонала при осуществлении профессиональных функций.

Перечень задач профессиональной деятельности, к которым должен быть подготовлен выпускник по направлению подготовки, должен быть, в основном, взят из квалификационных требований в соответствующей области профессиональной деятельности и профессионального стандарта (при наличии). Если они отсутствуют, перечень задач профессиональной деятельности должен быть сформирован разработчиком ГОС ВПО при обязательном участии работодателей.

4. Общие требования к условиям реализации ООП

4.1. Общие требования к правам и обязанностям вуза при реализации ООП

4.1.1. Вузы самостоятельно разрабатывают ООП по направлению подготовки. ООП разрабатывается на основе соответствующего ГОС по направлению подготовки Кыргызской Республики и утверждается ученым советом вуза.

Вузы обязаны не реже одного раза в 5 лет обновлять ООП с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы, придерживаясь рекомендаций по обеспечению гарантии качества образования в вузе, заключающихся:

− в разработке стратегии обеспечения качества подготовки выпускников;

− в мониторинге, периодическом рецензировании образовательных программ;

− в разработке объективных процедур оценки уровня знаний и умений студентов, компетенций выпускников на основе четких согласованных критериев;

− в обеспечении качества и компетентности преподавательского состава;

− в обеспечении достаточными ресурсами всех реализуемых образовательных программ, контроле эффективности их использования, в том числе путем опроса обучаемых;

− в регулярном проведении самообследования по согласованным критериям оценки своей деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями;

− в информировании общества о результатах своей деятельности, планах, инновациях.

4.1.2. Оценка качества подготовки студентов и выпускников должна включать текущую, промежуточную и итоговую государственную аттестацию. Базы оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.

Требования к аттестации студентов и выпускников, к содержанию, объему и структуре выпускных квалификационных работ определяются вузом с учетом Положения об итоговой государственной аттестации выпускников вузов.

4.1.3. При разработке ООП должны быть определены возможности вуза в формировании социально-личностных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду вуза, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.

Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие студентов в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.

4.1.4. ООП вуза должна содержать дисциплины по выбору студента. Порядок формирования дисциплин по выбору студента устанавливает Ученый совет вуза.

4.1.5. Вуз обязан обеспечить студентам реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения.

4.1.6. Вуз обязан ознакомить студентов с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные студентами дисциплины становятся для них обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом.

4.2. Общие требования к правам и обязанностям студента при реализации ООП

4.2.1. Студенты имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение учебных дисциплин по выбору студента, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины.

4.2.2. При формировании своей индивидуальной образовательной траектории студент имеет право получить консультацию в вузе по выбору дисциплин и их влиянию на будущий профиль подготовки (специализацию).

4.2.3. В целях достижения результатов при освоении ООП в части развития СЛК студенты обязаны участвовать в развитии студенческого самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.

4.2.4. Студенты обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.

4.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 45 часов в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.

Объем аудиторных занятий в неделю при очной форме обучения определяется ГОС, с учетом уровня ВПО и специфики направления подготовки, и составляет не менее 35% от общего объема, выделенного на изучение каждой учебной дисциплины.

В часы, отводимые на самостоятельную работу по учебной дисциплине, включается время, предусмотренное на подготовку к экзамену по данной учебной дисциплине (модулю).

4.4. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год.

4.5. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

5. Требования к ООП подготовки бакалавров

5.1. Требования к результатам освоения ООП подготовки бакалавра

Выпускник по направлению подготовки 531600 - Теологияс присвоением квалификации "бакалавр" в соответствии с целями ООП и задачами профессиональной деятельности, указанными в пп. 3.4 и 3.8 настоящего ГОС ВПО, должен обладать следующими компетенциями:

а) универсальными:

- общенаучными (ОК):

ОК–1-способен критически оценивать и использовать научные знания об окружающем мире, ориентироваться в ценностях жизни, культуры и занимать активную гражданскую позицию, проявлять уважение к людям и толерантность;

- инструментальными (ИК):

ИК-1-способен вести деловое общение на государственном, официальном и на одном из иностранных языков в области работы и обучения;

ИК-2-способен приобретать и применять новые знания с использованием информационных технологий для решения сложных проблем в области работы и обучения;

ИК-3-способен использовать предпринимательские знания и навыки в профессиональной деятельности ;

- социально-личностными и общекультурными (СЛК):

СЛК-1 -способен обеспечить достижение целей в профессиональной деятельности отдельных лиц или групп.

б) профессиональными (ПК):

В научно-исследовательской деятельности:

ПК-1 - способен использовать знание основных разделов теологии и четко видеть их взаимосвязь, собирать, систематизировать и анализировать информацию по теме исследования, использовать в научно-исследовательской работе основные принципы и знания, оформлять и вводить в научный оборот полученные результаты;

ПК-2 - способен использовать стандартные методы решения проблем, имеющих теологическое содержание;

ПК-3 - способен участвовать в научных исследованиях по теологической проблематике;

ПК-4 - способен понимать методы проведения научных исследований, учитывая единство теологического, сущность и значение информатики в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны; владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией; работать с информацией в глобальных компьютерных сетях.

В педагогической деятельности:

ПК-5 – способен применять знания в области теологии и духовно-нравственной культуры в актуализированной форме с учетом современных реалий, потребностей и ожиданий в различных аудиториях, разрабатывать элементы образовательных программ;

ПК-6 – способен решать задачи духовно-нравственного и патриотического воспитания;

ПК-7 – способен проводить просветительскую деятельность в учреждениях культуры, искусства, средствах массовой информации;

ПК-8 – способен участвовать в обеспечении учебно-воспитательной и просветительской деятельности конфессий;

ПК-9 – способен использовать традиционные образовательные технологии и современные информационно-коммуникационные технологии в учебном процессе (цифровые технологии обучения).

В организационно-управленческой деятельности:

ПК-10 – способен применять полученные теологические знания при организации работы в коллективе в процессе решения задач в области разрешения конфликтов на религиозной, этнической и национальной почве, в сфере профилактики и противодействия экстремизму, терроризму и иной деструктивной деятельности религиозных групп;

ПК-11 – способен участвовать в теоретическом и практическом обеспечении государственно-конфессионального и общественно-конфессионального взаимодействия при организации работы в коллективе;

ПК-12 – способен участвовать в межрелигиозном и межэтническом диалоге, в том, числе, в международном контексте;

ПК-13 – способен организовать и планировать работы при решении профессиональных задач;

ПК-14 – способен работать в качестве вспомогательного административно-управленческого персонала при осуществлении профессиональных функций.

При разработке образовательной программы подготовки бакалавра все универсальные компетенции, а также профессиональные компетенции, отнесенные к тем видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована данная программа, включатся в набор требуемых результатов обучения программы. В процессе подготовки обучающийся может приобрести другие (специальные профессиональные) компетенции, связанные с конкретным профилем его подготовки.

Профиль определяется дополнительными специальными профессиональными компетенциями в количестве не более 5 наименований и определяется вузом самостоятельно. Перечень профилей утверждается УМО.

Перечни дополнительных компетенций определяются на основании национальной рамки квалификаций, отраслевых/секторальных рамок квалификаций и профессиональных стандартов (при наличии).

5.2. Требования к структуре ООП подготовки бакалавров

Структура ООП подготовки бакалавров включает следующие блоки:

блок 1 «Дисциплины» (модули);

блок 2 «Практика»;

блок 3 «Государственная итоговая аттестация».

Таблица 1.Структура ООП бакалавриата по направлению 531600 - Теология

Структура ООП подготовки бакалавров

Объем ООП подготовки бакалавров и ее блоков в кредитах

Блок 1

I. Гуманитарный, социальный и экономический цикл

II. Математический и естественнонаучный цикл

III. Профессиональный цикл

Итого:

20-35

25-35

135-150

165-215

Блок 2

Практика

15-60

Блок 3

Государственная итоговая аттестация

10-15

Объем ООП ВПО по подготовке бакалавров

240

Вуз разрабатывает ООП подготовки бакалавра в соответствии с требованиями ГОС и несет ответственность за достижение результатов обучения в соответствии с национальной рамкой квалификаций.

Набор дисциплин (модулей) и их трудоемкость, которые относятся к каждому блоку ООП подготовки бакалавра, вуз определяет самостоятельно в установленном для блока объеме, с учетом требований к результатам ее освоения, в виде совокупности результатов обучения, предусмотренных национальной рамкой квалификаций.

5.2.1. ООП подготовки бакалавров должна обеспечить реализацию:

● обязательных дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла, перечень и трудоемкость которых определяются уполномоченным государственным органом в области образования и науки Кыргызской Республики. Содержание и порядок реализации указанных дисциплин устанавливаются ГОС ВПО по соответствующему направлению подготовки бакалавра;

● дисциплин по физической культуре и спорту, в объеме не менее 360 часов, которые являются обязательными для освоения, но не переводятся в кредиты и не включаются в объем ООП подготовки бакалавров.

5.2.2. Блок 2 «Практика» включает учебную практику (ознакомительная, технологическая, научно-исследовательская работа) и производственную (проектная, эксплуатационная, педагогическая, научно-исследовательская работа) практику.

Вуз вправе выбрать один или несколько типов практики, также может установить дополнительный тип практики в пределах установленных кредитов.

5.2.3. Блок 3 «Государственная итоговая аттестация» включает подготовку к сдаче и сдачу государственных экзаменов, выполнение и защиту выпускной квалификационной работы (если вуз включил выпускную квалификационную работу в состав итоговой государственной аттестации).

5.2.4. В рамках ООП подготовки бакалавров выделяется обязательная и элективная часть.

К обязательной части ООП подготовки бакалавра относятся дисциплины и практики, обеспечивающие формирование общенаучных, универсальных, социально-личностных, общекультурных и профессиональных компетенций, с учетом уровней национальной рамки квалификаций.

Объем обязательной части, без учета объема государственной аттестации, должен составлять не более 50% общего объема ООП подготовки бакалавров.

В элективной части ООП подготовки бакалавров студенты могут выбрать дисциплины по соответствующему направлению, также допускается выбор дисциплин из ООП подготовки бакалавров других направлений.

5.2.5. Вуз должен предоставлять лицам с ограниченными возможностями здоровья (по их заявлению) возможность обучения по ООП подготовки бакалавров, учитывающей особенности их психофизического развития, индивидуальных возможностей и, при необходимости, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц, кроме ООП, предусматривающих противопоказания к обучению по состоянию здоровья.

5.3. Требования к условиям реализации ООП подготовки бакалавров

5.3.1. Кадровое обеспечение учебного процесса

Реализация основных образовательных программ бакалавриата должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью.

Преподаватели профессионального цикла должны иметь учёную степень и/или учёное звание и/или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере.

Доля преподавателей, имеющих учёную степень (в том числе степень PhD), и/или учёное звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной основной образовательной программе, должно быть не менее 40%.

До 10 процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению (профилю) на должностях руководителей или ведущих специалистов более 10 последних лет.

5.3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебного процесса

Основная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (курсов, модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.

Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Каждый обучающийся по основной образовательной программе должен быть обеспечен не менее чем одним учебным и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине профессионального цикла, входящей в образовательную программу (включая электронные базы периодических изданий).

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние 5 лет).

Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда (печатным либо электронным, в том числе доступным по электронной подписке), состоящего не менее чем из 6 наименований отечественных журналов из списка ВАК и не менее 15 наименований ведущих зарубежных журналов, соответствующих профессиональному циклу:

1. Вестник ПСТГУ. Серия Теология, философия

2. Богословский вестник

3. Вестник Московского университета. Серия 7. Философия

4. Центральная Азия и Кавказ

5. Религиоведение

6. Вопросы религии и религиоведения

7. Религии мира

8. Современность: философско-правовые проблемы

9. Вопросы философии

10. Общественные науки и современность

11. Философские науки

12. Философия и общество

13. Вестник КНУ им. Ж.Баласагына - Серия 1.- Гуманитарные и социальные науки

14. Вестник КГУ им. И.Арабаева

15. Вестник БГУ им. Х.Карасаева

16. Вестник КРСУ им. Б.Ельцина

17. Известия НАН КР

18. Известия вузов

19. Личность. Культура. Общество

20. International Journal for philosophy of religion

21. Journal of Religion

22. Religion

23. Religious Education

24. Religious Studies

25. Journal of Theological Studies

Для обучающихся должна быть обеспечена возможность оперативного доступа к информации, размещённой отечественными и зарубежными вузами, предприятиями и организациями, обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, в том числе не менее чем к пяти базам данных из следующего списка:

1. ЭБСhttp://iprbooks.ru/76819.html

2. Научный богословский портал «Богослов» http://www.bogoslov.ru/

3. Открытая христианская библиотека -http://www.church.kiev.ua/Librery/htm/cgword/Hristianskoe%20bogoslovie.html

4. Большая христианская библиотека - http://soteria.ru/1163/7

5. Britannica: www.britannica.com

6. НГ Религии:http://religion.ng.ru/gazeta/

7. Электронная гуманитарная библиотека http://www.gumfak.ru/

8. Портал Сredo.ru:http://www.portal-credo.ru/

9. Литургическое богословие - http://predanie.ru/lib/razd/10028/

10. Око церковное - http://www.liturgica.ru/bibliot/lit_bogosl.html

11. Правмир - электронная библиотека - http://lib.pravmir.ru/library/cat/3300

12. Шмеман А. Литургическая реформа - литургическое богословие

13. Britannica: www.britannica.com

14. «Интерфакс. Религия»: http://www.interfax-religion.ru/

15. ИА «Интерфакс-Запад:http://www.interfax.by/culture-and-religion/religiya

16. А.МакГрат "Введение в христианское богословие" - http://www.reformed.org.ua/2/181/8/McGrath

17. «Религия и СМИ»: www.religare.ru

18. История религии - http://religion.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000000/st016.shtml

19. Критическая теория - http://referati.me/istoriya-sotsiologii-knigi/kriticheskaya-teoriya-hristianskaya-17839.html

20. «Социально-гуманитарное и политологическое образование»: http://www.humanities.edu.ru ; http://www.edu.ru/

21. Центр религиоведческих исследований «Этна»: http://ethna.upelsinka.com/

22. Электронная гуманитарная библиотека: http://www.gumfak.ru/

23. Электронный ресурс по религиоведению: http://www.domsvioanna.org

24. Центр религиоведческих исследований «РелигиоПолис»: http://religiopolis.org

25. Российское Объединение исследователей религии: http://www.rusoir.ru/

26. Информационно-аналитический центр «Сова»: http://www.sova-center.ru/religion/

27. Religo.ru: Новости о религии:http://religo.ru/news

28. Славянский правовой центр:http://www.sclj.ru/

29. Мир религий : http://www.religio.ru/

5.3.3. Материально-техническое обеспечение учебного процесса

Вуз, реализующий ООП подготовки бакалавров, должен располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных учебным планом вуза, соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.

Перечень необходимого материально-технического обеспечения, позволяющего реализовывать ООП подготовки бакалавров:

● учебные аудитории (оборудованные видеопроекционным оборудованием для презентаций, средствами звуковоспроизведения, экраном и имеющие выход в Интернет);

● компьютерные классы с возможностью выхода в глобальные поисковые системы;

● кабинеты для занятий по иностранному языку;

● библиотека (имеющую рабочие места для студентов, оснащенные компьютерами с доступом к базам данных и Интернет);

● специально оборудованные лаборатории в соответствии с профилем;

● учебно-методические кабинеты;

● спортивные залы и оборудование.

При использовании электронных изданий каждый обучающийся обеспечивается во время самостоятельной работы рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет в соответствии с объёмом, указанном в рабочей программе учебной дисциплины. Обеспеченность компьютерным временем с доступом в Интернет должна быть не менее 20 часов в год на одного студента.

Рабочие места, предоставляемые обучающимся, обеспечиваются необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

5.3.4. Оценка качества подготовки выпускников

Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:

− разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;

− мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;

− разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;

− обеспечении компетентности преподавательского состава;

− регулярном проведении самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;

− информировании общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.

Оценка качества освоения основных образовательных программ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.

Конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного
контроля знаний по каждой дисциплине разрабатываются вузом
самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого
месяца обучения.

Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных
достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущий
контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды
оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и уровень
приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и
утверждаются вузом.

Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего кроме преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины и т.п.

Обучающимся должна быть предоставлена возможность
оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом,
а также работы отдельных преподавателей.

Государственная итоговая аттестация включает подготовку к сдаче и сдачу государственных экзаменов, выполнение и защиту выпускной квалификационной работы (если вуз включил выпускную квалификационную работу в состав итоговой государственной аттестации).

Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы, а также требования к государственным аттестационным испытаниям определяются высшим учебным заведением.

Настоящий Государственный образовательный стандарт ООП ВПО подготовки бакалавров по направлению 531600 - Теологияразработан Учебно-методическим объединением по образованию в области религиоведения и теологии при базовом вузе - Кыргызском национальном университете им. Ж. Баласагына.

Председатель УМО КНУ им. Ж.Баласагына,

проректор по учебной работе КНУ им. Ж. Баласагына,

д.ф.-м.н., проф. Темиров Б.К.

Руководитель секции по направлениям

531400-Религиоведение и 531600-Теология,

зав. кафедрой религиоведения и теологии

КНУ им. Ж. Баласагына, к. филос.н., проф. Омурова Т.О.

Члены УМО:

зам. декана факультета теологии КТУ «Манас»,

доктор РhD теологии, доцент Мурзараимов Б.А.

директор НИИ исламоведения,

доктор РhD социологии религии Мырзабаев М.Т.

доцент кафедры религиоведения и гуманитарных

предметов теологического факультета ОшГУ,

доктор РhD теологии,

к.пед.н., доцент Мырзаибраимов С.А.

профессор кафедры религиоведения и теологии

КНУ им. Ж.Баласагына, д. филос.н., доцент Осмонова Д.А.

доцент кафедры ЮНЕСКО по изучению мировой культуры

и религий КРСУ им. Б.Ельцина, к.ист.н., доцент Подкуйко Ю.В.

доцент кафедры религиоведения и теологии

КНУ им. Ж.Баласагына, к.филос.н., доцент Абдылдаева Т.Ч.

ст. преп. кафедры религиоведения

и теологии КНУ им. Ж.Баласагына Мурзахалилов К.С.

зав. кафедрой теологии КГУ им. И.Арабаева Бектуров Э.Ш.